Задай вопросTelegramWhatsAppMessengerMail
соматическая арт-терапия
Хроническая Боль
Фрагмент кейса из книги Джоан Хамэл "Соматическая арт-терапия".
В этой статье приведу вам свободный пересказ интересного кейса из книги Somatic Art Therapy, Johanne Hamel. Автор и терапевт в этой статье - ученица Johanne Hamel, Patcharin Sughondhabirom Директор совместного проекта CiiAT и IPATT в Таиланде.

Данный кейс интересен работой с хронической болью и имплицитной памятью, к которой нет доступа через сознание. Имплици́тная память, скры́тая па́мять — тип памяти, который обеспечивает использование информации, полученной на основе неосознаваемого прошлого опыта.

Тренинг групповой, 6 дней. В начале процесса Джой работала в группе, на 5 день, они работали индивидуально. Про клиентку: Джой страдает от сильной, хронической боли с детства. Сейчас она врач и проходит обучение арт-терапии. Джой больше 40 лет, она стройная, с длинными конечностями, выглядит как тинейджер в майке и джинсах. проницательная и проворная.
1 день тренинга. Силуэт в полный рост.
В первый день тренинга по соматической арт-терапии Джоан попросила участниц изобразить свои соматические ощущения на силуэте своего тела в полный рост. Джоан подчеркивает важность создания видимого образа субъективных, внутренних ощущений, которые переживаются клиентом. Это и есть пространство Сомы. Джой изобразила черным и темно-красным свою хроническую боль в правой руке, спине, плечах, правой ноге и стопе.

Всех шокировала эта интенсивность. Джой сказала, что это хроническая боль и ощущения влияют на все тело. Джой проходила много обследований, получила все возможные типы медикаментов и лечений, включая таблетки, пересадку кожи на ноге, вытяжение шейного отдела, ультразвуковая терапия для плеч, акупунктура. После этих процедур интенсивность боли снизилась незначительно.



При детальном рассмотрении заметно, что на рисунке есть острые мелкие части, они создают дырочки в ноге этого силуэта и много швов на ране в стопе и лодыжке. На все эти символические повреждения тела больно смотреть.

Терапевт, наблюдая это, вспомнила о своем опыте врача, когда ты чувствуешь, что пациенту нужна скорая помощь. Когда пациент поступает в скорую помощь с многочисленными повреждениями, с кровотечением, наша помощь незамедлительна, мы делаем это на автомате. У Джой есть степень по медицине и это интуитивно подсказало ей необходимость наложить швы, а также тампоны из хлопка, чтобы дать больше комфорта стопе. Это минимум, который автор работы мог дать в это время, чтобы уменьшить боль. Такой символический акт для пространства сомы может принести реальное облегчение в частях тела с которыми мы работаем.
Терапевт, как наблюдатель этого процесса был поражен, что Джой хватило мужества справиться со всей этой болью в теле. Джой знала, что физическая боль связана с эмоциональной. Отпуская эмоциональную компоненту, связанную с физической болью, мы можем снизить ощущение боли на 60-70%, если клиент соглашается встретиться с эмоциями, осознать их и полностью выразить. Эта встреча не легка, но Джой хотела встретиться с болью в надежде понять и исцелиться, освободить себя от боли, которая сопровождала ее почти все жизнь. Обо всем этом Джой поделилась на шеринге группы со слезами на глазах.

Через данные упражнения, на протяжении шести дней, Джой была очень включена в процесс, глубоко погружалась в чувства и смогла прикоснуться к довербальным и травматичным воспоминаниям. Из нейронаук мы знаем, что такая память сложна для доступа, информация хранится в имплицитной памяти в структурах правого полушария.
2 день тренинга. Метод 4 квадрантов.
Джоан Хамел создала метод 4 квадрантов, который может выполняться как гигантская мандала или как последовательные рисунки.

1. Рисунок физической боли, которая присутствует сейчас или часто проявляется. Мы фокусируемся на специфичеком физическом ощущении внутри.

2. Рисунок ситуации или воспоминания, когда эта боль проявилась в самый первый раз.

3. Рисунок того, как тело будет ощущаться после полного исцеления. Здоровое состояние тела или части тела, органа.

4. Рисунок перехода с 1 рисунка (боль) к 3-му (здоровое состояние). Обычно берутся визуальные элементы с обоих рисунков или выражаются эмоции, которые были подавлены в ситуации прошлого (2-ой рисунок).


Эффект этого метода из 4 шагов состоит в том, чтобы взять экзистенциальное послание боли, понять откуда она взялась, открыть что возможно сделать и понять как это исцелить.
В этот день Джой работала с ощущением в правом плече. Там было жгучее и пронзительное ощущение (#1 верхний, правый рисунок).

Сначала смысл был не ясен, но в процессе расслабления и медитации, Джой шла к самому первому моменту возникновения ощущения, и вспомнила школу, где она подвегалась буллингу и получила удар по лицу. Второй рисунок отражает это. В соматической арт-терапии мы верим в то, что самое первое событие, источник эмоциональной боли, застряло в части тела.

Более того, Джой вспомнила как пришла к отцу и была разочарована его реакцией. Это событие не восприняли серьезно. Вместо того, чтобы предпринять какие-то действия против абьюзера, ее родители минимизировали это. Отец пошел на компромис чтобы избежать проблем в будущем. Эмоциональная боль Джой была полностью проигнорирована.

#3 рисунок исцеления. Джой представила как это могло бы ощущаться, если бы плечо исцелилось. Она превратила темную, горящую точку на плече в семя любви, которое цветет, также добавила радугу.

#4 рисунок перехода от боли к исцелению. Джой почувствовала, что ей необходимо выразить гнев, чтобы смогло произойти исцеление. Джоан Хэмел подчеркивает, что подавленные эмоции, особенно злость и гнев, застревают в теле и вызывают необъяснимые ощущения, к ним сложно пробраться, узнать где они. Во многих странах и культурах (Джой в Таиланде) эти эмоции неприемлимы, они под запретом. И то, что Джой смогла ощутить гнев, получить доступ к этому, и позволила себе выразить, это триумф. Интуиция побеждает над интеллектом. Для терапевта это было наслаждение - наблюдать этот процесс.

Под линиями гнева мы видим руки со словом "НЕТ" на каждом пальце, на тайском и английском языках. Это руки Джой, которые отчаянно пытаются остановить насилие эмоциональное и физическое со стороны одноклассников, а также противостоять эмоциональному насилию и власти взрослых.

Линии гнева направлены в основном против директора школы, который посчитал произошедшее не более чем детской игрой и сказал, что здесь ничего страшного не произошло. Джой считает, что это несправедливое отношение основано на том, что абьюзер - дочь его близкого друга.

Джоан предложила Джой все-таки убрать темную точку с плеча, не смотря на то, что она уже трансформирована. Так как визуально, форма все еще острая и проникает в тело, символически ранит плечо. Это не безопасно оставлять такой символ в теле, это ретрофлексия гнева на себя.

3 день тренинга. Огромные каракули.
В этот день была представлена практика рисования гигантских каракулей, которая позволяет внутренней мудрости проявиться из бессознательного. Джой создала форму песочных часов. Кажется, что они падают. После манипуляций с листом, Джой перевернула вверх ногами рисунок, чтобы его стабилизировать, добавила красок.
Основание было создано из темно-фиолетового. По сторонам - лепестки розового цветка, которые поддерживают то, что внутри. Слева на часах - специальное оружие для самозащиты. Интуитивно возникший ответ на то, что Джой встретила насилие одна, справлялась с ним как могла. В этот день стало очевидно как Джой стала самостоятельной. В создании творческой продукции она демонстрировала как ощущала незащищенность в своем окружении. Она поняла, свою потребность достичь стабильности повернув песочные часы в нужную сторону и создав почву под ними. Она создала стратегии по заботе и защите себя, создав слои лепестков вокруг часов и добавила оружие. Джой очевидно движется в позитивном и конструктивном направлении.

Чем больше Джой становилась интуитивной и самостоятельной в работе, тем более она развивала силу для прохождения следующих испытаний. Она на пути исцеления и имеет все необходимое для этого.
4 день тренинга. Изучение соматического ощущения (горящие уши).
В этот день терапевт заметил изменения в поведении Джой. Она очевидно была переполнена детскими воспоминаниями. Жгучее ощущение на ее лице росло и распространялось по обеим сторонам щек. Эти ощущения были в тонах красного, оранжевого и желтого. И в процессе пришло очередное воспоминание. Когда Джой была мала, ее мама наняла нянечку следить за ней. Однажды, когда Джой было около 1 года, она осталась без присмотра и случайно наткнулась на кастрюлю с кипящей водой, вода вылилась на ее правую ногу.

Ожог был очень сильный и оставил большой шрам даже после всех доступных лечений, включая пересадку кожи. Была видна связь между горящими щеками сейчас и ощущением на правой ноге от инцидента в далеком прошлом. Это было удивительно наблюдать путешествие ощущения их ноги к щекам и то как травматичное воспоминание вышло на уровень осознавания.

В прошлом, взрослые из семьи Джой повторяли, что шрам был только ее виной, не смотря на то, что инцидент произошел из-за пренебрежительного поведения няни. Джой стыдилась своей ноги со шрамом и старалась прятать от чужих глаз.

Не смотря на произошедшее няня осталась в доме и до сих пор работает в семье. Джой не могла понять почему же она не любила свою няню до того момента, когда воспоминание прявилось в сознании во время тренинга. Мама часто говорила оставить свои негативные чувства относительно няни ради спокойствия в своем уме. Джой поняла, что мать оставила няню для своего собственного удобства. И это осознавание принесло чувство предательства. Мама - человек, которому Джой полностью доверяла, она должна была защищать ее от опасности и вреда. Но именно мать решила оставить няню, которая пренебрегает ребенком и это решение подвергало Джой опасности снова оказаться в плохой ситуации в очень раннем возрасте. Джой чувствовала глубокую грусть, гнев и разочарование. Слезы хлынули из глаз Джой. Она почувствовала себя попавшей в петлю травмы, чувство разочарования становилось все более интенсивным. Она ощущала себя глубоко раненной.

Джой смотрела на свой силуэт в полный рост и чувствовала себя беспомощной. Эмоциональные повреждения выглядели массивными и не подконтрольными. Это было всепоглощающим. Терапевт, наблюдающая процесс почувствовала, что ее сердцебиение участилось, мышцы пришли в напряжение. Возникло понимание, что нужно вмешаться и облегчить эту интенсивную боль. Интуиция подсказывала, время пришло позаботиться об этом хрупком человеке. Терапевт, глядя на силуэт снова ощутила потрясение от размера повреждений тела. Части тела, покрытые темным, тяжелым цветом выглядели как мертвая ткань (сухая гангрена).

Если подобное происходит в пространстве скорой помощи, то мы должны обследовать состояние тканей и костей под этой мертвой тканью. Если пациент все еще чувствует боль в руках и ногах, значит мы можем увидеть там живую, розовую плоть и кости. Тогда в палате скорой помощи мы делаем промывание, очищаем раны от бактерий, отмершей ткани, в итоге мы наложим на рану гель с антибиотиком и создадим хорошую среду для того, чтобы ткань начала восстанавливаться сама. Но если сравнивать раны на силуэте Джой с реальным пациентом, то это тревожно, очень большая площадь повреждений. Целую вечность ткань должна восстанавливаться, чтобы восполнить эту потерю кожных покровов. И в этот момент, терапевту пришла в голову фраза "операция по пересадке кожи".
5 день тренинга. Исцеляющая метафора.
Терапевт проконсультировалась с Джоан Хэмел относительно этой идеи, создания медицинской исцеляющей метафоры для полноразмерного силуэта Джой. Пересадка кожи позволяет исцелить тело гораздо быстрее, время на восстановление требуется меньше. Раны, которые мы имеет на силуэте не заживут, если не убрать мертвую кожу. Джоан волновал технический момент, так как силуэт был сделан на бумаге плотности 80 гр. Такая бумага может не выдержать больше краски, особенно учитывая, что исцеляющие цвета это тяжелая темпера и акрил. В ходе обсуждений было решено, что для начала нужно укрепить "тело". Для этого будет использована крепкая, коричневая бумага, мы укрепим все тело. Когда тело будет достаточно крепким, чтобы выдержать "операцию", мы можем удалить мертвую кожу и добавить пересаженную кожу. Также будет использоваться исцеляющий цвет на новой коже, чтобы дать возможность срастить с плотью под ней.

Так как это был уже 5-ый день, терапевт был озабочен временными рамками процесса, 6-ой день будет завершающим и откладывать исцеление этого тела не стоит. Джоан разделила группу, чтобы терапевт могла был наедине с Джоан и работать над исцелением тела.

После того, как Джой и терапевт вошли в отдельное помещение и дверь закрылась за ними, они представили, что это отделение скорой помощи. Пол стал столом для оказания первой помощи пациенту.

Терапевт общалась с Джой так, если бы они были врачи в больнице, но Джой занимала ведущую роль в процессе. В этом воображаемом процессе, Джой была очень спонтанной. Они использовали между собой медицинскую терминологию, так как для обеих это было естественно. Они были командой, цель которой стабилизировать состояние раненного пациента и подготовить его к операции.

На этом этапе терапевт чувствовала, что возложила на Джой тяжелую работу, ведь это именно она была реальным пациентом, полным боли, и она должна была разделить себя на две части в этот момент. Страдающий пациент и исцеляющий его доктор. Мнение терапевта в том, что критически важно дать пациенту возможность выбрать как именно он будет исцелять себя, но в то же время, терапевт рядом и готов поддержать если что-то случится.

На операционном столе были убраны ватные тампоны, пропитанные кровью (красная темпера на рисунке), были убраны острые предметы, стежки, созданные в первый день. "Тело" выглядело нежным и хрупким, когда терапевт и Джой прикасались к бумаге. Джой была очень осторожна в каждом своем движении и заботилась о теле с большим уважением. Затем терапевт предположила, что тело нуждается в дополнительном укреплении костей. Она сообщила, что в больнице есть новейшая разработка, особые костные пластины, которые укрепляют человеческое тело и эта технология на практике очень проста.

Терапевт показала Джой большие коричневые листы плотной бумаги и попросила подложить их под "тело". Джой карандашом обвела контур тела на бумаге, затем обрезала лишнее. Затем был использован специальный клей для костей, чтобы скрепить хрупкое тело и костные пластины. Затем Джой использовала другой лист белой бумаги 80 гр/м, как кожный покров, обвела и вырезала необходимую форму, приклеила эти новую кожу. В процессе работы, Джой чувствовала руками, как тело становится сильнее. 3 слоя бумаги не так просто разорвать. Тело обретало свою собственную силу и возможность выдерживать свой собственный вес. Джой выглядела более расслабленной и счастливой, когда касалась тела, чувствуя что она сама дала силу самой себе.


Теперь пришло время для пересадки кожи. Терапевт попросила Джой сообщить телу, что сейчас они переместятся в операционную, не стоит этого бояться, хирург очень опытный, они снимут омертвевшую кожу, чтобы достичь исцеления. Анестезия позволит заснуть и не чувствовать никакой боли во время операции. Разбудят пациента только, когда все уже будет завершено, и если вдуг появится какая-то боль, то ей дадут обезволивающие. Джой не сводила глаз с тела, пациента перед операцией, и было ощущение, что она в измененном состоянии сознания.

Когда операционный стол был готов, терапевт поднесла свои руки к ногам пациента, Джой подсунула руки под плечи и на 1,2,3...он подняли тело и перенесли его на операционный стол. Терапевт выключила свет в комнате, чтобы освещенным был только стол. Пространство ощущалось очень настоящим и хирург был готов. Наиболее терапевтично быть хирургом было для самой Джой, а терапевт стала ассистировать. Джой была во главе процесса помощи себе самой.

Тело на операционном столе
Терапевт назвала Джой "доктор", та сначала немного смущалась, но затем они перевели фокус на тело. Стали обсуждать то, что очень большие площади мертвой ткани, потребуется много часов, чтобы ее убрать, а затем потребуется очень много времени, чтобы ткани восстановились сами.

Терапевт спросила Джой, что она хочет сделать, и задала вопрос относительно пересадки кожи. Она сообщила, что в больницу сегодня утром поступили лоскуты кожи от международной компании, и это лучшее, что есть во всей стране. Хочет ли Джой использовать это для пациента? Глаза Джой засверкали и вопрос был решен. Джой сказала, Давай сделаем эту пересадку кожи.

Джой взяла ножницы в правую руку, и другой инструмент, похожий на щипцы, в левую. Она очень легко вырезала и удаляла мервую кожу. В трудным местах терапевт подавала Джой другие хирургические инструменты (из набора для скульптурирования), похожие, например, на кюретку, которую хирурги используют для соскабливания мертвой ткани. Так и продолжалась "операция" в медицинской терминологии, где названия художественных принадлежностей были заменены на хирургические.

Когда Джой ввела лезвие в руку, она увидела костный лист, добавленный ранее, это был момент удовлетворения и уверенности в моменте. Это было очень правильно, предварительно укрепить тело, создав 3 слоя. В ином случае, вырезание ткани оставило бы большую дыру, очень сильно нарушило целостность тела. Приходила идея о том, чтобы сделать ампутацию, заменить руку, но это создало бы новую травму о потери конечности. Для исцеления Джой, по мнению терапевта, нужен был более аккуратный и мягкий путь. Терапевт была очень настроена на чуства Джой и позволяла следовать себе по этому интуитивному пути.

Когда мертвая кожа с руки была полностью удалена, терапевт дала Джой новый лист белой бумаги, достаточно длинный, чтобы покрыть всю руку.
"Вот, свежеиспеченный, только из печи.", терапевт презентовала кожу с юмором. Джой слегка засмеялась и приняла лоскут кожи. Сейчас атмосфера в операционной стала заметно легче. Джой выглядела расслабленной и спокойной. Очевидно ей доставляло удовольствие заботиться о своем теле, быть полностью погруженной в этот процесс. Время не существовало. Когда необходимый фрагмент кожи был вырезан, его пркилеили на рану. Процесс повторялся со всеми частями тела, которые требовали исцеления. В итоге все тело стало выглядеть чистым и белым. Джой начала накладывать светло-зеленый цвет исцеления на те части тела, которые не нуждались в пересадке кожи. Терапевт подавала необходимые художественные материалы, ассистируя. Возник момент, когда необходимый зеленый цвет почти полностью закончился, терапевт спросила, сможет ли Джой использовать тоже лекарство, но другой фармацевтической компании, на что та широко улыбнулась и сказала "ДА". И терапевт стала смешивать цвета, чтобы создать необходимый зеленый, тон получился немного другим, но Джой была достаточно гибкой, чтобы принять его.

Осматривая все тело, терапевт обратила внимание, чтопациент выглядит очень бледным, она сообщила об этом Джой, возможно пациент потерял много крови, может стоит сделать переливание крови. Джой отступила назад и охватила целиком тело на операционном столе. После того, как она согласилась, терапевт сделала запрос в "банк крови" и начала смешивать цвета для создания цвета кожи, белый, розовый, оранжевыйи немного желтого, стараясь создать азиатский тон. Перемешивая краски в банке, терапевт увидела тон кожи новорожденного, в свете тусклой лампы, цвет получился именно таким, полупрозрачным, когда мы видим циркуляцию крови сквозь кожу. Джой очень понравился этот цвет.

Перед тем, как накладывать этот цвет, терапевт спросила о том, не хочет ли она сменить положение рук. они были вытянуты вверх, смена позы принесла ощущение расслабления в тело. Были также реконструированы плечи, чтобы руки смотрелись должным образом. И после этого Джой нанесла вновь созданный цвет кожи на все тело. Очевидно это был очень приятный момент для нее. Джой наносила краску успокаивающими и похлопывающими движениями. Цвет новой кожи был нанесен как на пересаженную кожу, так и на ту, которая была вылечена зеленым цветом.

Вся операция заняла около часа. Когда с телом процесс был завершен, терапевт спросила, в каком окружающем пространстве этот пациент хотел бы проснуться. Идей сразу не пришло, поэтому терапевт предложила закрыть глаза и представить какую атмосферу она хотела бы создать вокруг этого человека. Пришли два слова "любовь" и "много свободного пространства". Эти 2 качества для Джой отражаются в зеленом и светло-голубом. Терапевт приготовила новый лист белой бумаги на полу, чтобы нарисовать это пространство. Джой прошептала пациенту о том, что операция закончена и мы готовы переместить ее в палату для восстановления. Снова терапевт и Джой на 1,2,3.. подняли тело и перенесли его на новый лист бумаги на полу, где будет создано хорошее пространство для тела.

Терапевт вернулась к набору красок и стала предлагать разные тона зеленого, Джой выбрала тон травы для создания земли. Она покрыла твердую землю мягкой травой. Для воздуха был выбран очень легкий, светлый голубой, как прохладный, свежий воздух, легкий бриз, но не слишком сильный.

Когда Джой стала рассматривать готовую работу, то в ее глазах был восторг и воодушевление. Приподнятые плечи Джой описала так: "Этот человек дышит, он наполняет свои легкие свежим воздухом до самых глубоких уголков".

Терапевт попросила снова прошеплать пациенту, что он может проснуться в новом, исцеленном теле, операция прошла успешно. Все источники боли были удалены, а кожа теперь укреплена изнутри. Теперь она в новом пространстве, окруженная любовью и вокруг нее очень много свободного пространства, чтобы жить свою жизнь, двигаться как она хочет и быть собой. Джой была счастлива произнося эти слова пациенту.

Когда пациента будили, на 1,2,3 в глазах Джой были слезы. Целитель стал одним целым с пациентом. Терапевт и Джой покинули комнату, оставили эту сцену и роли позади. Джой сказала, что это был опыт перерождения. Болевые ощущения, которые были до операции значительным образом уменьшились. Она была полна благодарности и была в воодушевлении, чтобы возвращаться домой с этим новым восприятием своего тела.

Джой поделилась этим опытом со своей матерью. Она посчитала, что должна быть честной в своих переживаниях, она не хотела обвинять мать, но хотела услышать извинения и это произошло. На следующее утро, Джой сообщила группе, что 70% ее хронической боли растворилась за ночь.

На момент написания статьи, прошел месяц, Джой выстраивает баланс между своей личной жизнью и временем, что она проводит с матерью. Она надеется на любящие отношения, которые будут развиваться естественным путем. Выстраивая границы в отношениях, она становится все более расслабленной и устойчивой, уделяя много времени себе. Боль ее не особо беспокоит на данный момент.

Терапевт описывает свой опыт в этом процессе как бесценный, она подчеркивает, что еще раз убедилась в силе воображения в процессе создания исцеляющих метафор.

"...большинство организмов имеют врожденную способность освобождаться от угрожающих и стрессовых событий" Peter Levine / Healing Trauma (2005)

Также терапевт приводит другую цитату Левайна, где он упоминает 4 Благородные истины Буддийских поучений. (В данном процессе терапевт видит отражение этих 4 истин, их практическое проживание).

«Преобразующая сила страдания находит, пожалуй, самое ясное выражение в Четырех благородных истинах, которые проповедовал Будда. Хотя страдание и травма не идентичны, понимание Буддой природы страдания может стать мощным зеркалом для изучения последствий травмы в вашей жизни. Основное учение Будды предлагает руководство для исцеления нашей травмы и восстановления чувства целостности».
Больше полезных практик в группе Telegram
Made on
Tilda